Kanban-метод
Kanban — специальный метод управления проектами. Его суть заключается в построении непрерывного рабочего процесса, режима потока. При работе по kanban команда должна достичь максимальной эффективности, а рабочий процесс для этого визуализируется.
По поводу принадлежности kanban к семейству гибких методологий управления единого мнения нет. Одни практики считают, что kanban-команды лучше приспособлены к изменениям, чем scrum-коллективы. Другие специалисты, напротив, утверждают, что kanban реализует не все принципы Agile, и поэтому не причисляют его к гибким методологиям.
Как методику, kanban придумали в компании Toyota в 1940-х. Тогда это был способ организации автомобильного производства. Управленцы точно знали, сколько нужно произвести машин и сколько для этого потребуется деталей. Такое планирование позволяло цехам соблюдать принцип производства «точно в срок», а работники со временем оттачивали свои навыки до автоматизма.
В 2000-х сотрудники Microsoft адаптировали часть принципов этой методики для разработки ПО. Команды разработки операционных систем начали создавать продукты в режиме потока. Со временем kanban обрел свой современный вид и начал активно распространяться в IT и сфере услуг: от технической поддержки до доставки еды.
Основной недостаток kanban вытекает из его главного преимущества. Когда работа команды построена в режиме непрерывного потока, работники не всегда могут в полной мере оценить свою нагрузку по проекту. Вдобавок к этому оценить объем интеллектуального труда в принципе сложно. Это может привести к переработкам и выгоранию сотрудников.
Чтобы избежать подобных проблем, команде следует помнить о ценностях kanban. Поговорим о них в другой статье.